Daily-Fishing.ru

Daily-Fishing.ru  Twitter

POPLAVOK+

Norstream

Colmic-Shop

banner_100x100

Shimano Rarenium CI4

Безынерционные катушки «Rarenium CI4», представленные «Shimano» в начале 2009 года, интересны с разных точек зрения. Прежде всего, это первая более-менее полная (от 1000-го до 6000-го размера) серия катушек с корпусом и ротором из нового углепластика CI4. Первой ласточкой была «Sephia CI4», но та представлена только одним размером (C3000S) и задумана как максимально облегченная модель кальмаровой направленности. У «Рарениума» же четыре размера, на которые приходится семь модификаций:

1) «1000S» (170 г, шпуля 39 мм), «C2000S» (175 г, шпуля 41 мм);

2) «2500S» (200 г, шпуля 46 мм, мелкая), «C3000» (195 г, шпуля 46 мм, глубокая);

3) «4000» (260 г, 51 мм);

4) «5000» (315 г, 53 мм), «6000» (то же самое, но глубже шпуля).

 

Shimano Rarenium CI4

 

Как «Sephia CI4», так и «Rarenium CI4» созданы на базе весьма удачной недорогой катушки «Nasci» (другие родственники «Nasci» — «Elf», «Technium FB», «Stradic CI4»), с той же геометрией корпуса и ротора, но с использованием некоторых более легких и (или) дорогих деталей. «Рарениум» чуть потяжелее «Сефии», зато рассчитан на более серьезные нагрузки; если «Сефия» — узкоспециализированный инструмент для легкой рыбалки, то «Рарениум» больше подходит на роль универсальной катушки для легкого и среднего спиннинга, хотя и не рассчитан на экстремальные ситуации. В определенном смысле «Рарениум» можно рассматривать как «Анти-Лювиас». Дайвовская серия «Luvias» второго поколения (2007 год) — это восемь катушек (от 1003-ей до 3000-ой) с корпусом и ротором из легкого углепластикового материала «зайон». И «Лювиас» 2007 года, и «Рарениум» относятся к верхним сегментам среднего класса, имеют сопоставимые каталожные цены (30 500 — 33 700 иен для первого и 26 000 — 32 500 иен для второго), а явное превосходство одной серии над другой отсутствует: что-то лучше тут, что-то — там.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Для большей наглядности обзора мы будем сравнивать «Рарениум» c углепластиковой «Сефией» (единственный размер — 3000-й), которая является на данный момент его ближайшей родственницей (для краткости далее по тексту — просто «Сефия»). Обзор модели «Sephia CI4 C3000S» можно посмотреть здесь. «Rarenium C3000» выпускается с глубокой шпулей, а в исполнении S в этом же размере идет катушка «Rarenium CI4 2500».

 

Shimano Rarenium CI4

 

 

Корпус

 

Корпус (1) катушки и крышка с лапкой (2) изготовлены из особо прочного и легкого углепластикового материала CI4 (это сокращение от «Carbon Interfusion 4»), по форме и материалу они идентичны таковым у «Сефии», за исключением лакового покрытия. Вообще, геометрия корпуса одинакова для всех «Nasci & Co.».

 

Shimano Rarenium CI4

 

Слева снизу на крышке находится отверстие для экстренной смазки механизма, дающее доступ к главной передаче; оно закрыто завинчивающейся пластмассовой пробкой, без уплотнителя (3).

Задняя часть корпуса прикрыта крышечкой из металлизированной пластмассы, под которой находится один из трех винтов, соединяющих крышку с корпусом.

Главная передача в «Рарениуме» не такая, как в «Сефии», где стоит «спортивная» черная пара, в которой обе шестерни — из дюралюминия со специальным черным покрытием. У «Рарениума» мы видим похожее колесо (4), изготовленное из дюралюминия методом холодной штамповки (CF) и имеющее черное защитное покрытие, с тем же внешним диаметром (27,2 мм) и той же геометрией тридцати зубьев, но вал его, в который ввинчивается ручка, здесь выполнен с использованием элементов из нержавеющей стали. Это решение более надежно, рассчитано на более серьезные нагрузки.

Шестерня (5) нарезная, из желтого сплава, шестизаходная, наружный диаметр — 9 мм. Передаточное число — 5. Кратное и четное число зубьев, вызывающее определенные сомнения, типично для 2500/3000-го симановского размера.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Подобные пары хорошо известны по некоторым другим недешевым моделям «Shimano» (например, «Aspire FA»). Они обеспечивают легкий и плавный ход катушки и имеют довольно большой ресурс при аккуратном использовании, но могут быть быстро «убиты» тяжелыми, упористыми приманками и вообще большими нагрузками, когда рыболов прилежно «нажимает» на ручку (выполнение элементов проводки катушкой, а не удилищем; «выкручивание» рыбы и т.п.). Таким образом, «Рарениум» можно нагружать сильнее, чем «Сефию», но слишком увлекаться не стоит.

Вал колеса опирается с обеих сторон на закрытые шарикоподшипники (в «Рарениуме» используются так называемые шарикоподшипники «S A-RB»), слева — 7х13х4, справа — 7х11х3 (6). Вал шестерни — спереди на головной шарикоподшипник 7х13х4, сзади на пластмассовую втулку (7).

 

Shimano Rarenium CI4

 

От ведомой шестерни главной пары через пластмассовую паразитку (8) приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт») механизма подачи шпули. Как и у «Сефии», «винт» (9) выполнен из алюминиевого сплава, имеет прочное серо-зеленое защитное покрытие.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Каретка (10) с бегунком, опирающаяся на две направляющие в виде стержней (11), передает движение на шток (12). Направляющие и шток изготовлены из алюминиевого сплава, шток имеет такое же оксидное покрытие, как и «винт». Длина штока 88 мм, диаметр — 4,5 мм, на конце его нарезана стандартная симановская мелкомодульная резьба. Для сокращения потерь на трение уменьшена площадь соприкосновения штока с внутренней поверхностью вала шестерни (принцип «Floating Shaft», то есть «плавающий шток»). Тут никаких отличий от «Сефии» тоже нет.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Механизм подачи шпули обеспечивает крестообразную намотку лески («Aero Wrap»). Шпуля перемещается с одинаковой скоростью в обе стороны, на один полный цикл приходится восемь с небольшим оборотов ротора. Ход шпули — 14,5 мм (у катушек размера «1000/2000» — 12 мм, «4000» — 17 мм, «5000/6000» — 18,5 мм).

Стопор обратного хода выполнен на основе классической симановской обгонной муфты в форме диска (13), У нее пластмассовый корпус и короткие подпружиненные ролики. Миллионы таких муфт работают в катушках по всему земному шару.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Выключатель стопора (14) стандартный, маленький, расположен на корпусе снизу, вплотную к ротору. С одной стороны, пользоваться им не очень удобно, с другой — он не мешает, не цепляется ни за что и вряд ли может отломиться при ударе, как бывает с выключателями, находящимися на задней части корпуса. Это все пока повторяет «Наски», «Сефию».

 

Shimano Rarenium CI4

 

А вот механизм защиты от самосброса интересен. У «Рарениума» мы видим новое решение, которое стало применяться только в этом сезоне — в ближайшее время мы встретим его и у других новых катушек. Новое кольцо (15) — своего рода гибрид двух предыдущих — мягкого гладкого, по которому скользил толкатель, и жесткого, за выступы которого толкатель заходил и которое вращалось вместе с ротором. Теперь кольцо выполнено из довольно мягкой пластмассы, но имеет выступы. Когда вы открываете дужку, толкатель попадает в промежуток между выступами и двигает кольцо при вращении ротора; трение кольца о корпус и создает эффект торможения. Насколько новое кольцо долговечно (мягкие кольца старого образца имели свойство разлагаться через несколько лет) и восприимчиво к грязи, пока сказать трудно…

 

Shimano Rarenium CI4

 

Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на клинообразный выступ корпуса (16). У моделей большего размера («4000» и «5000/6000») используется отдельный клин, который привинчивается к корпусу и в случае износа может быть заменен.

 

Shimano Rarenium CI4

 

 

Ротор

 

Ротор (17) идентичен таковому от «Сефии» — это стандартный ротор старого типа, который постепенно вытесняется новой, более тяжелой и неуклюжей конструкцией, но продолжает использоваться в некоторых выходящих сейчас моделях.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Пожалуй, это самый удачный массовый (то есть, если не брать в расчет «стеллы») симановский ротор за все время существования марки. Все отличие от обычного его исполнения заключается в материале — у «Сефии» и «Рарениума» он сделан из углепластика и весит (для размера «2500/3000») всего 19 г нетто (примерно на 5 г меньше, чем такой же ротор из обычной пластмассы) и 43 г брутто. Снижение массы ротора, даже на десяток процентов, улучшает его динамику, повышает чувствительность катушки.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Механизм сброса дужки стандартен, идентичен механизму других катушек семейства «Наски» того же размера. Толкатель (18) и пружина (19) стальные, подпружиненный фиксатор дужки — пластмассовый (20). Современная, долговечная конструкция.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Дужка (21) лесоукладывателя прочная, надежная, выполнена в виде цельного элемента из нержавеющей стали (так называемая «дужка SR»). На сегодняшний день с технической точки зрения это, по всей видимости, лучшая в мире конструкция. При открытии дужки раздается характерный щелчок фиксатора. Особый выступ (22) на рычаге («S-Arm Cam») должен помогать направлять леску на ролик и препятствовать образованию петель.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Ролик (23) лесоукладывателя имеет узкую канавку для лески, выполнен из желтого сплава; внешний диаметр — около 9 мм; на внешнюю поверхность нанесено жесткое нитридное покрытие. В узел ролика установлен шарикоподшипник 4х7х2,5.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Вся дужка вместе с рычагами и роликом идентична таковой у «Сефии».

 

Шпуля

 

Шпуля (24) выполнена из алюминиевого сплава методом холодной обработки давлением (холодной штамповки) с последующей выборкой лишнего металла и анодированием.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Юбка тонкая, с двумя рядами круглых отверстий, внутри имеются ребра жесткости (25).

 

Shimano Rarenium CI4

 

Масса шпули с тормозным пакетом — 38 г, это немного, так что она вполне заслуживает наименования «Light Spool» («райто супуру»), данного ей производителем. Мелкая шпуля «Сефии» устроена иначе, там другая конструкция тормоза, весит же она почти столько же — 36 г.

В соответствии с концепцией AR-C, шпуля имеет конический передний бортик, главное преимущество которого в том, что при определенных обстоятельствах он перехватывает и направляет в проем шпули витки лески, которые без него проскочили бы мимо. Насадной бортик, как и у «Сефии», здесь отсутствует, золотистое анодирование не может защитить край бортика от повреждений при контакте с жесткими поверхностями, которого по этой причине следует всячески избегать.

Внешний диаметр переднего бортика — 46 мм, но концепция AR-C предполагает, что леска наматывается лишь до начала конической части, поэтому рабочий диаметр при полной штатной намотке получается значительно меньше.

Ширина проема шпули составляет около 16 мм при ходе шпули 14,5 мм. С этим все нормально.

На юбке имеется пластмассовый зажим для лески, с пластмассовой же подкладкой.

Тормозной пакт состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок с пропиткой (26), диаметром 21 мм.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Значения силы торможения, приводимые производителем, — 3,5 кг/10 кг (рабочая/максимальная), такие же цифры указаны и для «Сефии». У модификации «Rarenium CI4 2500S» с мелкой шпулей и пакетом из одного металлического диска и одной прокладки, соответствующие значения составляют 2,5 кг/5 кг. Эти характеристики тормоза, которые некоторые рыболовы ошибочно принимают за показатели мощности катушки, на самом деле лишь описывают силу, прижимающую шпулю к штоку, и относятся именно к шпуле, а не к остальному механизму катушки. Судить по ним о максимально допустимых на катушку нагрузках можно лишь косвенно, да и то не всегда.

Регулировочная гайка (27) тормоза — стандартная, с защитной манжетой, точно такая же, как у «Сефии» и многих других катушек. Она умеренно удобна, чуть-чуть мешает выступ в центре (под конец штока).

 

Shimano Rarenium CI4

 

Емкость шпули составляет 150 м мононити №3 (предположительно 0,285 мм) или 270 м плетеной лески №1,5. Ввиду такой большой емкости имеет смысл брать данную модификацию катушки под мононить, а для тонкой плетенки лучше подойдет «2500S» с мелкой шпулей. В японском ассортименте явно не хватает катушки со шпулей промежуточной емкости под плетенку №1–1,2.

Запасной шпули к катушке не полагается — такова особенность внутреннего японского рынка.

 

Ручка

 

Ручка (28) точеная, из алюминиевого сплава, ввинчивается в стальную часть вала колеса главной пары. На винте нарезано две резьбы, поэтому другой винт для перестановки ручки с одной стороны на другую, как у «Сефии», здесь не требуется. Масса ручки у «Рарениума» 32 г, против 27 г у «Сефии» (там ручка полая). Длина плеча такая же — 50 мм.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Фишка (29) T-образная, из пластмассы, не скользит, но и не липнет к пальцам. У модификации «2500S» используется маленькая фишка из мягкого материала. Вращается фишка на двух шарикоподшипниках 4х7х2,5 (такого же размера шарикоподшипник стоит в ролике лесоукладывателя).

 

Shimano Rarenium CI4

 

В коробке кроме катушки находится мягкий матерчатый чехол, инструкция, схема и набор шайб для подшпульного узла, с помощью которых регулируется профиль намотки лески.

 

Shimano Rarenium CI4

 

 

Впечатления

 

Катушка «Rarenium CI4 C3000» при одинаковых габаритах и схожести конструкции с катушкой «Sephia CI4 C3000S» весит на 10 граммов больше, но нельзя сказать, что именно за счет дополнительной массы она надежнее и долговечнее. Половина «перевеса» приходится на ручку, которая не полая, как у Сефии, еще пара граммов — на шпулю. Принципиальным же моментом является наличие желтой шестерни (вместо черной алюминиевой) и усиление колеса стальными элементами. Тем не менее, обилие алюминиевых деталей в механизме («бесконечный винт», направляющие, шток) и пластмассовый корпус не позволяют рассматривать «Rarenium» в качестве особо мощной катушки — она не рассчитана на очень большие нагрузки. Это некий промежуточный вариант между максимально облегченной «Сефией» и более стабильными инструментами на базе «Твин Пауэра». Надо отметить, что такая легкая катушка отлично гармонирует с современными легкими спиннинговыми удилищами, на которых тяжелые «тракторы» выглядят, вообще-то, несуразно.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Рассмотренная нами модификация «С3000» благодаря своей глубокой шпуле больше подходит для использования с мононитью. Модификации «1000S» и «C2000S» (170 и 175 г соответственно) интересны для любителей сверхлегкого спиннинга (они вмещают по 100 м трех- или четырехфунтовой мононити, или очень тонкой плетеной лески). Модель 2500S — однозначно под плетеную леску (легкий джиг, мелкие воблеры и блесны). Катушки «4000», «5000» и «6000» рационально применять для средне-легкого спиннинга при необходимости выполнения дальних забросов. Тяжелые упористые приманки и «выкручивание» рыбы им противопоказаны.

Фактическая скорость подмотки у нашего образца составила при заполненной шпуле около 65 см за один оборот ручки (номинально — 72 см). Штатная мононить (0,28 мм) наматывается ровным цилиндром, без провалов.

 

Shimano Rarenium CI4

 

Ход легкий и плавный, по ощущениям катушка в работе практически не отличается от углепластиковой «Сефии». Поскольку механизм укладки лески у 2500/3000-го размера «Рарениума» идентичен сефиевскому, то его «плетенкопригодность» не вызывает сомнений: она досконально проверена на катушке «Sephia CI4 C3000S».

Будь цена на «Рарениум» погуманнее, он мог бы стать действительно массовой катушкой, стандартной рабочей лошадкой современного спиннингиста — легкой, простой, без излишеств. Впрочем, и при нынешней цене у него неплохие перспективы. Не случайно четыре модификации «Рарениума» (с некоторыми изменениями) включены в европейский каталог «Симано» на 2010 год.

 

Shimano Rarenium CI4

 

 

Факты

 

Фирма: «Shimano» (Япония)

Модель: «Rarenium CI4 C3000»

Номинальная масса: 195 г

Фактическая масса: 201 г

Передаточное число: 5

Шарикоподшипники: 6

Диаметр переднего бортика шпули: 46 мм

Емкость шпули: 150 м №3 (мононить)

Масса шпули: 38 г

Длина плеча ручки: 50 мм

Страна производства: Малайзия

Ориентировочная цена: 14000 руб.

Образец предоставлен: «Рыболов на Кастанаевской», г.Москва

Наше мнение: высококачественная легкая катушка, хорошо гармонирующая с легковесными спиннинговыми удилищами.

29.09.2009

 


Обсудить на форуме

.::  :: Top 100 ::.